Технологии Blogger.
RSS

Маркаколь

Марка – по-казахски осенний ягненок, то есть тот, что прошлой весной народился и к осени подрос. Самое знатное мясо для бесбармака. Коль – озеро. Стало быть, озеро полугодовалого барашка, так следует понимать. А почему такое название, знаешь?- седоусый дед при этих словах сощурился на меня и в нетерпении постучал по столу согнутыми, алыми от кислицы пальцами. Значит, так, - продолжил он.- Прикочевал в Чумек один казах, крепко богатый. Табуны лошадей у него, стада баранов тысячные. Словом, бай. Дочь у него выросла красавица. Пора замуж, а – не отдает. Не хочет расставаться. Всем разнаилучшим женихам от ворот поворот. Но однажды-таки доняли они его. Съехались со всех сторон в урочище, белые юрты поставили. Говорит бай женихам: «Ладно, отдам дочь замуж, и вдобавок половину моего скота получит жених. Но одно условие: он должен обежать Маркаколь на коне, пока мясо марки варится». Заохали женихи – виданное ли дело! Где ж обежать кругом, больно далеко, а мясо барашка нежное, быстро варится. Hо делать нечего. Сели на коней, уже на изготовке. Тут подходит к баю простой пастух: «Разреши, и я побегу вокруг озера!» Рассерчал бай: «Куда тебе тягаться с лучшими джигитами! Твое дело овец пасти». Но мурзы, которых судьями выбрали, вступились. Пришлось баю разрешить. А был у того чабана жеребенок-трехлетка, хороший скакун. На него и надеялся. Сел он на своего третьяка и поскакал вместе со всеми. Ну, бегут они, за увалом скрылись с глаз, а повара начали барашка колоть. Заложили в казан. Гостей собралось много со всей округи, сидят кружком, кумыс пьют. Час, другой ждут. Солнце по небу катится, в котле мясо булькает, а никого не видать. Спрашивает бай поваров: «Скоро ли марка поспеет?» – «Еще сыроват». За чабана, друга своего, стало быть, переживают. Дотянули до пяти вечера, вот-вот солнце зайдет. Снова бай спрашивает: «Эй, чего вы там дурака валяете! Сварился марка?»- «Нет еще, сейчас дойдет»,- отвечают повара, а сами на пригор поглядывают. А там, на пригоре, что-то уж чернеет – не чабан ли? Добрый у него трехлетка-то! Глядь, действительно он, погоняет своего коня. Прибежал чабан, намного всех обогнал. Тут повара и говорят: поспело мясо. Шум, крик поднялся: победил бедняк всех богатых женихов! Бай хмурый сидит: дело назад не поворотишь слово дадено. Чабан радостный, счастливый, очень уж он любил красавицу байскую дочь. Большой той начался! Пришлось баю отдать дочь за чабана и половину скота отдать. А конь-то третьяк, знаешь, что? Не выдержал. Добежал только – и пал на месте…

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой..."

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой..." 
Видеоролик создан в рамках областного краеведческого конкурса «Цифровой Восточный Казахстан». Автор: Александр Двинин, 18 лет. КГУ "Детский дом № 8 семейного типа" г. Семей. В ролике представлены отдельные легенды о названиях рек Восточного Казахстана.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

Легенда о происхождении названия реки Иртыш

О происхождении кыпчаков имеется такая легенда. Правитель одного из ногайских народов умер, и ему наследовали два сына. Старший сын оказался сильнее, захватил страну, а младшего назначил принцем-шадом. Шад очень сильно завидовал старшему брату, и однажды совершил покушение на его жизнь. Покушение не удалось, и младший брат бежал, прихватив с собой одну из женщин-рабынь. Долго они скитались по степи, пока не дошли до многоводной реки, в которой было много рыбы, а в лесах вокруг много дичи. Здесь они расположились, добывая себе пищу охотой. Через некоторое время слухи об удачливом охотнике дошли до их дальних родственников из числа ногаев, и к Шаду присоединились семь человек, которых звали Ими, Имек, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад. Шад был свободным человеком, а эти семеро служили на своих хозяев-гуннов, пасли их скот. Скота было так много, что животные съели всю траву, и табунщики перешли на ту сторону реки, где обитал Шад со своим семейством. Когда мужчины подъехапли к дому Шада, женщина вышла им навстречу и сказала: "Ер, тус!" «Остановитесь, люди, если вы пришли с миром!» Так река получила свое название, «Ертис», в написании на русском языке «Иртыш». Река Иртыш берет свое начало в Монголии, проистекает из озера Хаара-Улус-Нор. Вытекая из этого озера, втекает в реку Кобдо, далее течет по территории Китайской Народной Республики, доходит до Алтая, где ее называют Черный Иртыш, и вливается в озеро Зайсан. Выйдя из озера Зайсан, протекает мимо городов Семипалатинск, Павлодар, Омск, и присоединяется к Тоболу, оттуда доходит до Ханты-Мансийского национального округа и втекает в большую сибирскую реку Обь, которая, в свою очередь, втекает в Северный Ледовитый океан. Имена семи мужчин Ими, Имек, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад, ставших основателями тюркских родов, соответствуют названиям урало-алтайских и тюркско-монгольских племен и народов, живших в древние времена по берегам этой великой реки. Поскольку топоним Иртыш зафиксирован в Орхоно-енисейских клинописных надписях 6-7 веков, то этот гидроним, скорее всего, бытовал в истории в 4-5 веках до нашей эры, и самому слову «Ертис» (Иртыш) не менее двух с половиной тысяч лет. Об этом пишут в своих трудах М. Кашгари, упоминающий реку Ертис в «Словаре тюркских наречий» (Х1 век), русские ученые П. П. Семенов, востоковед академик В. В. Бартольд, арабский историк Аль Гардизи, современные ученые А. П. Дульзон, Э. М. Мурзаев и Р. Рамстедт.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

Легенда о горе Белуха

В очень давние времена среди племен Горного Алтая пронесся слух, что в алтайских лесах появилось странное чудовище из снега и льда - снежный человек, которого почему-то называли Белое Ухо. Вероятно, из-за того, что одно ухо у него было белее снега.  Предводитель одного из племен имел несметные богатства. Услышал он о снежном человеке и решил завладеть чудовищем. Он объявил, что тот, кто поймает снежного человека, получит щедрую награду - половину его богатств. Десятки богатырей бросились на поиски этого загадочного существа. Много дней и ночей они искали его по горам и лесам, пока, наконец, не нашли. Долго ловили охотники Белое Ухо, который яростно оборонялся и не желал сдаваться врагам, потому что привык жить на свободе. Тогда, видя, что не взять им снежного человека живым, богатыри убили его, надеясь, что и за мертвого они получат награду. Упал снежный человек на землю, подставив солнечным лучам ослепительно белое ухо. Подошли богатыри, чтобы унести его, но поднять чудовище не смогли. Пришлось возвращаться богатырям с пустыми руками. В том месте, где упал Белое Ухо, выросла высокая гора. Ее вершина всегда покрыта снегом и торчит, словно ухо. Люди назвали ее Белухой в память о гордом снежном человеке.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS
Back to TOP