Технологии Blogger.
RSS

История села Глуховка

Село Глуховка расположено в восточной части Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области, в 80 км от районного центра – села  Большая Владимировка и в 25 км от города Семей. В 3 км от села протекает река Иртыш. Рядом с селом протекает протока Иртыша. С северной стороны сел Стеклянка, Глуховка, Берлык,  Белокаменка расположен ленточный бор, с юга – лиственный лес. В селе Глуховка проживает более 2000 человек.
Мои дедушка и бабушка рассказывали мне, а им рассказывали их дедушки и бабушки, что их родители были основателями села Глуховка. Они рассказывали это так интересно и увлекательно, что мне самому захотелось, как можно больше узнать о моей родной земле: откуда произошло название села, кто еще были его основателями, историю развития села.
Я начал записывать их рассказы, собирать фотографии, старые газетные вырезки, расспрашивать остальных старожилов села Глуховка.
Узнавая историю развития села Глуховка, мне все больше хотелось поделиться своими  знаниями с учителями, друзьями и их родителями. Ведь многие из них тоже родились, выросли, живут и работают в этом селе. Я считаю, что каждый человек должен знать свои корни: где он родился, кто были его родители, дедушки, бабушки. Ведь у любого человека есть своя маленькая Родина. Моя Родина – село Глуховка!
Глуховка – одно из древнейших сел Прииртышья.
Еще известный путешественник Петр Симон Паллас писал в своей книге «Путешествия по разным местам Российского государства», изданной в 1770 году в Санкт-Петербурге, «Оная имя свое получила от заглохшего истока реки, на которой она лежит». П.С. Паллас посетил село Глуховка 248 лет тому назад.  Тогда в нем было лишь несколько небольших домиков.
 Село  было основано первыми переселенцами из России – казаками в середине 18 века. Место для переселения было выбрано казаками не случайно – лес, болото, речка. Село было хорошо укрыто от посторонних глаз. Название село получило от названия речки Глухая.
Сначала здесь был построен маяк, так как рост населения города Семипалатинска и близлежащих деревень позволил открыть водные пути по реке Иртыш для перевозки различных грузов. Для этого купцом Плещеевым были открыты для стоянки в зимний период Глуховский и Стеклянский затоны. В затонах находилось несколько пароходов. Пароходчики имели здесь свои кузнецы, маленькие мастерские для ремонта пароходов. Было небольшое количество рабочих, мастеровых людей. Но эти затоны просуществовали  недолго: возле Семипалатинска был сооружен более удобный затон и в него перешли все пароходы.
Жители села в основном занимались хлебопашеством, выращивали овощи, картофель, разводили скот. Для размола зерна были построены мельницы – ветряные и водяные. Была хорошо налажена дорога к городу Семипалатинск, что  обеспечивало  сбыт сельскохозяйственной продукции на рынок.
В домах горели керосиновые лампы, а во многих и их не было – освещались «каганцами» (лампы заправленные жиром) и даже лучинами.
В 1898 году в селе была построена первая школа на 2 класса, в 1907 – на 3 класса.
В 19 веке в селе Глуховка началась плановая застройка, появились добротные деревянные дома, прямолинейные улицы по городскому типу. На берегу речки Глухая была построена церковь из обожженного кирпича с колокольней, а в 1937 году она была разрушена.
После революции до 1919 года власть принадлежала белоказакам.
1 декабря 1919 года власть перешла в руки военного революционного комитета. С приходом советской власти больше внимания стало уделяться образованию. В 1924 году была открыта школа до 4 класса, директором школы был Усачев Максим Матвеевич. В то время было очень много неграмотных людей и в школе проводились занятия и для взрослых, которые хотели научиться читать и писать. В школе работали различные кружки, на переменах дети играли на свежем воздухе, зимой катались с горки, играли, пели детские песни, по вечерам дети занимались в художественной самодеятельности, выступали с концертами перед родителями. В школе было организовано горячее питание, что было не маловажно в то время. Школа служила образцовой школой в Семипалатинском и Омском округах.

В 1935 году  школа была открыта до 5 класса, а в 1939 году до 7 класса.
На окраине села стояла разбитая кузница. Эту кузницу превратили в клуб. Затем перевели клуб в церковь, где организовали струнный оркестр, хоровой кружок, драмкружок, где участвовали жители села.
В 1929 году в селе Глуховка был открыт медицинский пункт, обслуживало население два фельдшера. В 1932 году началась эпидемия малярии и тифа, пришлось открыть больницу на 12 мест. Родственники моего дедушки отдали три дома под больницу. Она существовала три года на самообложении, а потом районный здравотдел взял больных на государственный бюджет. 
Был сельский Совет, который занимался распределением земель между крестьянами для выпаса скота, выращивания свиней, сенокоса.
В 1930 году несколько сельчан организовали колхоз «Прогресс». Затем в течение двух лет к ним присоединились все крестьяне села. Первым председателем колхоза был Прокопченко Анатолий Андреевич. 
Во время Великой Отечественной войны в село прибыло много переселенцев – немцев, чеченцев. Во время войны в колхозе большое внимание было уделено выращиванию зерновых культур. Во время войны в летнее время дети работали вместе  со  взрослыми: косили сено, сгребали на граблях, метали скирды, пропалывали посевы от сорняков. Осенью старшеклассники работали на уборке урожая.
После войны в селе была отстроена школа, отреставрировано здание больницы, организовано стационарное лечение, восстанавливалось сельское хозяйство.
В 1949 году было отреставрировано здание клуба, установлена маломощная электростанция на жидком топливе. 
В 1953 году в село проведено радио, создан собственный радиоузел, подключено электричество. В 1966 году был открыт детский сад на 90 мест.
В 1968 году была сделана пристройка к школе и школа стала средней школой, в которой дети учились 10 лет, был построен спортивный зал, в котором занимались не только ученики школы, но и молодежь всего села.
В нашем селе было много ветеранов Великой Отечественной войны. Ученики школы всегда оказывали им шефскую помощь, регулярно проводили беседы, встречи с ними, приглашали их на все школьные мероприятия.
В 60-х годах на базе Глуховского и соседних колхозов сел Стеклянки, Белокаменки и Мещанки было создано крупное механизированное советское хозяйство – совхоз «Иртышский», призванный производить и снабжать население города молоком, овощами, мясом. Село Глуховка стало центром совхоза. 
Мои бабушка и дедушка всю жизнь проработали в совхозе «Иртышский», дедушка работал трактористом, а бабушка учетчиком. Сейчас они на заслуженном отдыхе.
В 1995 году совхоз был реорганизован в коллективное предприятие «Иртыш». С 1991 года в округе начали создаваться крестьянские хозяйства.     
 
В настоящее время по округу нашего сельского округа насчитывается 116 крестьянских хозяйств, развиваются малые и средние предпринимательства. Зарегистрировано 6 магазинов, 8 киосков, 2 пекарни.
Я думаю, что тема истории своего села очень интересная тема, она заслуживает большого внимания, т.к. многие ребята не знают свои корни: где они родились, кем работали их родители, дедушки и бабушки, истории своего родного края.
Хочу продолжить работу над историей своего села, пополнить материалы школьного музея, поработать в районном и областном архивах, встретиться со старожилами села. Для этого мне надо хорошо учиться, быть грамотным, компетентным и коммуникативным человеком.

Смородников Григорий, 8 «Б» класс, с. Глуховка

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

6 коммент.:

Unknown комментирует...

Прекрасная, содержательная работа! Отрадно, что молодое поколение изучает историю своей малой Родины. Удачи Вам, Григорий, в дальнейших изысканиях!

Unknown комментирует...

Хорошее дело. Горячев В.П. - Терёхина Раиса Николаевна 1929(в здравом уме) - Терёхин Николай Александрович - 1908-1992 - Терёхина Валентина Виккентьевна - 1908-1989 - Коченков Виккентий Степанович - 1869-1964 и до 1840 г. древо

Боровиков Ярослав комментирует...

Доброго Здравия всем! Фамилия моя Боровиков мои деды тоже с Глуховки. И Алонцевы в школе преподавали Борис Винидиктович с женой это тоже линия Боровиковых. Викентий Иванович это мой дед. На слуху фамилии и Терёхиных и Смородниковых. И наш родовой пятистенок , вродеб тоже был отдан под больницу. если есть инфо поделитесь с нами. Мы родом из Семска живём в Новороссийске мой маил www.dobrik@mail.ru с уважением Ярослав

Боровиков Ярослав комментирует...

У моего деда Боровикова Викентия Ивановича, жена была Терёхина Татьяна Степановна. Вродеб её сестра Лиза вышла замуж за Смородниковых. Наша линия сейчас продолжает жить и в Павлодаре. брат моего отца Валерий Викентьевич От Анны Ивановны Боровиковой. сестры деда, линия пошла Алонцевых. Борис Винидиктович Алонцев работал в школе и до войны и после ранения в ВОВ продолжал там работать, а младшие классы вела его жена Томара Тимофеевна. Мой отец Боровиков Юрий Викентьевич тоже какое то время учился в школе в 50 годах в Глуховке Есть старинные фото В казачьей форме Смородниковых. И фото моего прадеда с семьёй примерно 1907 года. Но Не могу ни где найти фото моего деда Боровикова Викентия Ивановича. По ходу Смородниковы были кумовьями. Скините данные емаила я скину старинные фотки. Мой адрес www.dobrik@mail.ru Ярослав

Unknown комментирует...

Я СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЮ ФИНАНСОВУЮ ИЗ-ЗА КРЕДИТА, Я ПОЛУЧИЛ ОТ LFDS. Я хотел бы довести это до сведения общественности о том, как я вступил в контакт с LFDS после того, как я потерял свою работу и получил отказ в кредите моего банка и других финансовых учреждение из-за моего кредитного рейтинга. Я не мог оплатить сборы моих детей. Я был позади на счетах, собирался быть выброшенным из дома из-за моей неспособности заплатить мою арендную плату. Это было в течение этого периода, мои дети были забраны у меня приемной заботой. Затем я решил искать средства в Интернете, где я потерял 3670 долларов, которые я позаимствовал у друзей, которые были сорваны двумя кредитными компаниями онлайн. Пока я не прочитал о: Службе финансирования Le_Meridian (lfdsloans@outlook.com / lfdsloans@lemeridianfds.com) где-то в Интернете, Все еще не был убежден из-за того, через что я прошел, пока мой родственник, который является духовенством, также не сказал мне о действующей кредитной схеме LFDS с очень низкой процентной ставкой в ​​1,9% и прекрасных условиях погашения без штрафа за невыполнение платежа У меня нет иного выбора, кроме как связаться с ними, что я и сделал посредством текста + 1-989-394-3740, и мистер Бенджамин ответил мне. Этот день был для меня самым лучшим и самым великим днем ​​в моей жизни, который никогда не может быть забыт, когда я получить уведомление о кредите в размере 400 000,00 долларов США на сумму кредита, на которую я подал заявку. Я эффективно использовал кредит, чтобы погасить свои долги и начать бизнес, и сегодня я и мои дети так счастливы и полны удовлетворения. Вы также можете связаться с ними по электронной почте: (lfdsloans@outlook.com / lfdsloans@lemeridianfds.com) Телефон доверия WhatsApptext: + 1-989-394-3740 Почему я это делаю? Я делаю это, чтобы спасти как можно больше людей, которые нуждаются в кредите, чтобы не стать жертвой мошенничества в Интернете. Спасибо и да благословит вас всех Бог, я Александр Артем из Горизонта Парк БК, Украина.

Unknown комментирует...

Хорошая статья. Интересно. Сам из Семипалатинск, сейчас живу в Германии. А с Глуховкой и Стеклянкой связывают воспоминания. Когда то там был лагерь труда и отдыха. Три года ездил туда со своей школой! Какое классное время было! Интересно, что сейчас на месте лагеря?

Отправить комментарий

Back to TOP